-
Логотип и товарный
знак - это не одно и то же, но в бизнес-сайтах часто используются
совместно и оказывают влияние на результаты коммерческой деятельности
фирм.
-
Товарный знак - обозначение, способное отличать
соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от
однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.
-
В качестве
товарного знака могут быть зарегистрированы словесные,
изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
-
Логотип - оригинальное начертание, изображение полного или
сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы.
-
Логотип, как и
товарный знак, специально разрабатывается фирмой с целью привлечения
внимания к ней и к ее товарам.
-
Специальной правовой охраны логотипов
пока не существует.
-
Логотип (как правило, в этом качестве
выступает фирменное наименование) часто регистрируют как самостоятельный
товарный знак, либо логотип (фирменное наименование) - составная
и неотъемлемая часть общего товарного знака.
-
Говоря об использовании товарного знака (логотипа) в рекламе, нельзя не
сказать о его месте и роли в создании "корпоративного облика" или
имиджа
фирмы.
-
Создание
положительного имиджа фирмы - одна из важнейших задач специалистов
по маркетингу и целый комплекс вопросов, удачное решение которых
может значительно увеличить узнаваемость фирмы и обеспечить ей
коммерческий успех.
-
При заказе сайта или редизайне сайта иногда
просят разработать логотип и товарный знак. Студия веб-дизайна "Антула" специализируется
на создании бизнес-сайтов, предназначенных для успешного ведения
какого-либо бизнеса с использованием Интернет.
-
Специальной разработкой логотипов и товарных
знаков веб-студия "Антула" не занимается. На создаваемом нами сайте мы
размещаем тот логотип или тот товарный знак, который
предоставляет заказчик. Он несет ответственность за правомерность их
использования.
-
При отсутствии у заказчика готового логотипа
или товарного знака веб-студия "Антула" наносит на страницы сайта
тот логотип, который считает уместным для данного конкретного
случая.
-
При предъявлении к заказчику каких-либо обоснованных претензий по
начертанию или содержанию логотипа, созданного веб-студией "Антула", со стороны
правообладателей в течение
гарантийного срока веб-студия, по письменному заявлению
заказчика,
осуществляет бесплатную переделку логотипа.
Если логотип рассматривать как словесный товарный знак
в особом графическом исполнении, то при его использовании на сайтах
следует обязательно учитывать и правовые аспекты использования товарного
знака.
Обладателем исключительного права на товарный
знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или осуществляющее
предпринимательскую деятельность физическое лицо.
-
Согласно действующему
законодательству правообладатель вправе использовать товарный знак и
запрещать использование товарного знака другими лицами.
-
Чтобы уменьшить
вероятность нарушения чьих-либо авторских прав, веб-студия "Антула" рекомендует при
подготовке
контента сайта
провести анализ сайтов-конкурентов.
-
Выявить наличие на
сайтах-конкурентах товарные знаки или логотипы, зарегистрированные в
качестве товарных знаков, достаточно просто. Как правило, на каждой
странице бизнес-сайта можно встретить наличие логотипа или товарного
знака.
-
Если встречается знак ®, то это означает, что товарный знак
зарегистрирован. Если рядом с названием или товарным знаком встречается
знак ™, это означает, что знак ожидает регистрации.
-
Регистрация товарного
знака действует до истечения десяти лет, считая с момента подачи заявки
в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной
собственности.
-
Срок действия регистрации товарного знака может быть
продлен по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего
года ее действия, каждый раз на десять лет.
-
Действие
товарного знака распространяется лишь на те товары и услуги, которые
были оговорены заявителем при регистрации товарного знака. Это означает,
что использование в станкостроении товарного знака, зарегистрированного,
например, для группы кондитерских товаров, не является прямым нарушением
прав его владельца.
О чисто
техническом моменте.
-
Бывают случаи, что представленный заказчиком логотип (товарный знак) теряет свою эффектность и силу
воздействия (эффект восприятия) при изменении (как правило, уменьшении)
его фактических размеров (в пикселях).
-
Реальных технических средств,
позволяющих полностью сохранить общее восприятие изображения при
изготовлении его копии меньшего размера, не существует.
Рекомендации
-
Попробуйте
самостоятельно изготовить несколько вариантов
вашего логотипа (товарного знака).
-
Посмотрите, как будет
выглядеть изображение, если оно будет уменьшено.
-
В случаях, когда
товарный знак официально зарегистрирован, подобная проблема, скорее
всего, не возникнет. Связано это с тем, что ещё на этапе
разработки товарного знака, согласования и последующей его
официальной государственной регистрации изготавливается большое
количество вариантов логотипов, товарных знаков и их изображений
различного масштаба. Проводятся многочисленные проверки того, как
будет отображаться товарный знак при изменении его размеров.
-
В случаях,
когда товарный знак разработан на скорую руку, подобные проверки, как
правило, не проводятся.
-
Поэтому и возникают
проблемы с изменением внешнего впечатления от изображения товарного
знака (логотипа) при изменении его размеров.
-
Особенно это
проявляется при просмотре одного и того же сайта с логотипом и
товарным знаком на мониторах, разных по размеру и разрешающей
способности.
-
Товарный знак - один из ключевых
средств маркетинга, своеобразный мост, лежащий между потребителем и
торговлей. Товарный знак должен использоваться во всех видах рекламы, доступных его
владельцу. Естественно, наибольший эффект достигается при
использовании максимально возможного количества видов рекламы.
-
К наиболее популярным
видам рекламы, в которых используется товарный знак, обычно
относятся газетная и журнальная реклама, печатная реклама, реклама
на радио и телевидении, реклама на транспортных средствах.
-
К рекламному
использованию товарного знака можно отнести его применение в
документах и материалах, сопровождающих товар (счета, фактуры), в
коммерческой корреспонденции (фирменные письма и бланки), в
прейскурантах, ценниках и инструкциях по пользованию. Трудно
переоценить значение рекламы логотипа и товарного знака на
бизнес-сайтах, предназначенных для продвижения и продажи каких-либо
товаров или услуг.
Комментарий
-
При использовании словесных товарных знаков, использующих полное или
сокращенное фирменное наименование (логотип), его владельцы должны иметь
в виду, что чрезмерное распространение словесного товарного знака может
привести к его ослаблению при восприятии потребителем и постепенному
превращению товарного знака в родовое наименование. А это может вызвать,
в конечном итоге, потерю владельцем исключительного права на
использование такого товарного знака.
-
Известные примеры
превращения товарного знака (логотипа) в родовое наименование товара: "аспирин", "клаксон", "граммофон", "вазелин", "целлофан"
(бывший товарный знак фирмы "Дюпон") и "термос" (товарный знак фирмы "Америкэн
термос продакт компании"). Нечто подобное происходит в настоящее время
и с товарным знаком (логотипом) фирмы "Ксерокс", которая вынуждена
всячески подчеркивать, что "Ксерокс" - это товарный знак, а не родовое
наименование копировальных машин.
Рекомендации
Чтобы эффективно использовать словесный
товарный знак (логотип) в рекламе и при этом исключить возможность его
превращения в родовое наименование, веб-студия "Антула" рекомендует придерживаться правил:
-
Словесный знак,
где бы и когда бы он не появлялся в тестах различного назначения,
должен быть выделен из окружающего текста. Этого можно добиться использованием для написания знака иного шрифта, заглавных
букв или применением просто кавычек.
-
При использовании
знака в тексте словесный товарный знак должен быть всегда рядом с
родовым наименованием товаров, для которых он зарегистрирован.
-
Нельзя применять
словесный товарный знак во множественном числе, склонять его по
падежам, использовать его в виде прилагательного или глагола.
-
Во избежание
сомнений третьих лиц в том, что обозначение зарегистрировано как
товарный знак, можно использовать общепредупредительную маркировку:
знак ® - для случаев, когда товарный знак уже зарегистрирован; знак
™ - для случаев, когда знак ожидает регистрации.
-
Нельзя
использовать в рекламе новые слова, образованные на основе
словесного товарного знака (например, сокращений), без их
предварительной регистрации в качестве самостоятельного товарного
знака.
Одна из услуг веб-студии "Антула" -
изготовление иконки favicon.ico ("пиктограмма сайта") для повышения
запоминаемости вашего сайта.
Больше о
логотипах и товарных знаках,,, |