Что такое киберсквоттинг и
как от него защититься
Киберсквоттинг (англ.
cybersquatting) — захват доменов, названия которых являются чьими-то
зарегистрированными товарными знаками. Люди,
практикующие такие действия, называются киберсквоттерами (cybersquatters).
Киберпиратство (ciberpiracy) -
аналог киберсквоттингу.
Брендовый киберсквоттинг —
регистрация доменных имён, содержащих товарные знаки, фирменные
наименования, популярные имена собственные.
Тайпсквоттинг (англ. typesquatting)
— регистрация имен доменов, созвучных популярным именам, с целью
привлечения посетителей, использование часто допускаемых опечаток
пользователя при наборе раскрученного доменного имени, в т.ч. нарушений
правил написания слов или транскрипции.
В киберсквоттинге
Россия Западу практически не уступает.
Справка
-
В 1983 году появилась спецификация
системы доменных имен DNS (Domain Name System), выполненная
Полом Макапетрисом под руководством Дж. Постела, и одновременно с
ней — первая реализация системы — сервер доменных имен Jeeves,
автором которого был также Макапетрис. Тогда же, в 1983 году, было
принято решение о введении первых доменов общего пользования.
-
В 1984 году Постел и Рейнольдс
предложили организовать верхний уровень иерархии доменных имен
следующим образом: создать 5 доменов верхнего уровня общего
назначения (gTLD), двухбуквенные национальные домены верхнего уровня
(ccTLD) и домены больших организаций (multiorganization). При этом
каждый из gTLD предполагалось сделать тематическим.
-
15 марта 1985 года был
зарегистрирован первый домен - symbolic.com.
В 2007 году в Интернете было
зарегистрировано несколько сот миллионов сайтов. Их число
постоянно увеличивается.
Чем больше доменов, тем сложнее подобрать
название нового домена: высока вероятность, что такой домен уже существует.
Поэтому при регистрации нового домена очень часто случается неумышленный киберсквоттинг.
Пример
Фирма занимается веб-дизайном и хочет
зарегистрировать домен, в названии которого будет присутствовать слово,
ассоциирующееся с веб-дизайном. В Рунете десятки тысяч доменов уже
содержат в своем названии слово, ассоциирующееся с веб-дизайном.
Пример 2
Фирма занимается туризмом и хочет
зарегистрировать домен, в названии которого будет присутствовать слово,
ассоциирующееся с туризмом, путешествиями, отдыхом и т.д. В Рунете
десятки тысяч доменов уже содержат в своем названии слово,
ассоциирующееся с туризмом, путешествиями, отдыхом и т.д.
Распространенность регистрации доменов, в
названии или произношении которых присутствуют слова, ассоциирующиеся с
товарами, предлагаемыми владельцем домена, стирает понятие "киберсквоттинг".
Как бывает
Фирма регистрирует домен "А". Создает
сайт. Вкладывает в его раскрутку значительные деньги. Такой сайт
становится популярным.
Конкурент регистрирует домен "Б" с
названием похожим на домен "А". За счет того, что домен "А" популярен и
раскручен, конкурент оттягивает часть посетителей сайта "А" на свой сайт
за счет того, что они ошибаются при наборе имени домена "А", или кликают
на баннер или иную рекламу сайта "Б", считая его сайтом "А".
Если товар, предлагаемый на сайте "А" и
"Б" одной и той же товарной группы, то у владельца домена "Б" есть
возможность вести свой бизнес благодаря славе конкурента. Т.е. можно
зарабатывать деньги за счет раскрученности и популярности сайта
конкурента, имеющего похожее доменное имя.
Как защититься от
киберсквоттинга
-
Придумать такое название домена,
которого еще ни у кого нет и не было. Еще лучше, если название
домена - выдуманное имя, которого нет ни в русском, ни в английском
языках.
-
Зарегистрировать домен не в одной зоне
доменных имен, а в нескольких.
-
Зарегистрировать основной домен и еще
несколько доменов, название которых похоже по написанию или звучанию
с основным доменом.
-
Выкупить схожие доменные имена у фирм,
если это экономически обоснованно.
Примечание
-
Если владелец домена имеет серьезные
планы по развитию сайта и предполагает вложить в сайт большие
деньги, то защита домена от киберсквоттинга становится актуальной.
-
В этом случае целесообразно проводить
действия по защите домена от киберсквоттинга не после регистрации
основного домена, а задолго до его регистрации.
-
Для этого нужны маркетинговые
исследования по выявлению похожих доменов как в доменной зоне одной
страны, так и во всех тех странах, в которых, в перспективе,
возможно ведение бизнеса.
Рекомендация
Для защиты от киберсквоттинга желательно
тратить 0,3%-0,5% от общего годового бюджета сайта.
Важно
-
Не существует 100% надежной защиты от
киберсквотинга.
-
Чем популярнее становится сайт, тем
больше появляется других сайтов, домен которых по написанию или
звучанию похож на домен популярного сайта.
-
Защита домена от киберсквоттинга во
многом аналогична защите авторских прав и получению патента не в
одной стране, а в ряде стран. Соответственно, для серьезной защиты
от киберсквоттинга нужны значительные деньги.
-
Возможность зарегистрировать домен в
России появилась еще в 1994 году. Если солидная фирма до сих пор не
имеет сайта, зная при этом, что домен с названием фирмы свободен, то
это серьезная ошибка.
-
Юридическая защита от киберсквоттинга
затруднительна не только в России, но и во всем мире.
Ссылки на сайты о
киберсквоттинге
CADNA -
целью организации является борьба со злоупотреблением доменными
именами.
|