-
Лукавый
веб-дизайнер старательно собирает досье на заказчика:
выясняет его вкусы, привычки, технические характеристики
монитора на работе и дома, пропускную способность линии связи.
Изучает манеры заказчика говорить и одеваться. Кивает в знак
согласия на всё то, что тот говорит и хочет получить. Со всем
соглашается. Хвалит его.
-
В результате
получается дизайн сайта, ориентированный на вкус одного
человека. Придраться не к чему. Что хотел, то и получил. А вкусы
у людей разные. В том числе у посетителей сайта.
-
В конечном
результате страдает бизнес, в частности, прибыль, которую
заказчик недополучает или не получает вообще.
Не попадитесь "на удочку": дизайн сайта разрабатывается
не для тех, кто платит за его разработку, а для тех, кто будет
платить за товары и услуги.
|
Какого веб-дизайнера можно считать
лукавым, а кого нельзя - вопрос, в большей степени, философский. Можно
много рассуждать о том, как должен вести себя по отношению к заказчику
веб-дизайнер. Но для заказчика важно понимать, что отношение к нему со
стороны веб-дизайнера во многом зависит от самого заказчика.
Вероятность того, что сайт будет приносить
прибыль, а не наносить убытки будет намного выше, если перед началом
разработки сайта заказчик сможет сформулировать, какие задачи должен
решать сайт. В частности, важно сформулировать, кто должен быть
посетителем сайта. Т.е. сформулировать портрет посетителя сайта.
Сайт может быть разработан:
-
для одного человека;
-
для ограниченной группы людей с
заранее известными характеристиками (возраст, пол, образование и
т.д.), объединенных общими интересами;
-
для широкой группы людей,
характеристики которых известны только приблизительно;
-
для любых посетителей.
В зависимости от того, для кого
разрабатывается сайт и каков портрет посетителя сайта, дизайн сайта и
его основные характеристики могут существенно изменяться.
-
Если сайт "А" первоначально разрабатывался
только для одного человека, например, владельца фирмы, а через некоторое
время было принято решение оптимизировать его для широкой группы людей,
характеристики которых известны только приблизительно, то дизайн и
основные характеристик сайта придется кардинально изменять.
-
В
большинстве случаев экономически целесообразнее оказывается создать
новый сайт "с нуля", чем пытаться выполнить редизайн существующего
сайта.
Непонимание этих вопросов, в большей
степени, характерно для заказчиков, чем для веб-дизайнеров.
Веб-дизайнер,
в конечном счете, должен зарабатывать себе на жизнь.
Если его вкусы и
представления о том, каким должен быть будущий сайт, кардинально
расходятся с мнением заказчика, то он рискует потерять заказ, если
выскажет свое мнение заказчика.
Заказ достанется другому веб-дизайнеру,
который пойдет на лукавство, скроет свое действительное мнение и
польстит заказчику.
-
Теоретически заказ должен быть поручен
тому веб-дизайнеру, который честно скажет заказчику о том, что его
представление о будущем сайте ошибочно, а его взгляды на веб-дизайн не
отвечают поставленным перед сайтом задачам.
-
На практике, в подавляющем
большинстве случаев, заказ на разработку сайта достанется тому веб-дизайнеру, который, зная что заказчик не прав, сумеет слукавить и
пообещает создать сайт под вкусы только заказчика.
Для этого надо быть готовым:
-
пообещать разработать сайт, который
хочет именно заказчик;
-
польстить заказчику, его вкусу,
чувству цвета и мнению о веб-дизайне;
-
настроиться на то, что заказчик, будет
стараться участвовать в процессе разработки сайта и мешать работе;
-
получить негативный отзыв от
заказчика, стерпеть его и похвалить заказчика за высказанные им
"ценные рекомендации";
-
понимать, что созданный сайт вместо
прибыли будет наносить его владельцу убытки.
Подавляющее большинство сайтов в мире
разрабатываются по этой схеме. В результате, подавляющая часть сайтов,
как в мире, так и в России, убыточны.
Чем опытнее веб-дизайнер, чем выше его
квалификация, чем он профессионально порядочнее, тем сложнее ему идти на
сделку со своей совестью.
Важно
Если сайт разрабатывается только для
одного человека, то веб-дизайнер обязан создать дизайн сайта под вкусы,
в первую очередь, этого человека.
Но если сайт должна посещать широкая
группа людей, характеристики которых известны только приблизительно, то
на совести веб-дизайнера лежит ответственность оспорить или
согласиться с мнением заказчика о дизайне сайта, если оно ошибочно.
Веб-дизайнеру очень трудно найти
компромисс между тем, как, с одной стороны, угодить вкусам заказчика, а,
с другой стороны, создать сайт, который не будет убыточным, если
требования к сайту со стороны заказчика заведомо ошибочные и
субъективные.
Пример
Руководитель фирмы "М" приглашает к себе
веб-дизайнера на переговоры по поводу разработки сайта. Придя в кабинет
руководителя веб-дизайнер, выясняет, что тот работает на ноутбуке.
Веб-дизайнер выясняет, какое разрешение у ноутбука, какой браузер и его
версия, скорость подключения к Интернету, возраст, пол, образование
руководителя, опыт работы в Интернете, пользуется ли руководитель
компьютером дома, какие его основные характеристики.
Веб-дизайнер замечает черты характера
руководителя, манеру говорить, одеваться и многое другое.
Помимо этого веб-дизайнер внимательно
записывает адреса сайтов, дизайн которых нравится руководителю, его
пожелания, требования и т.д.
Для всего этого не обязательно быть
опытным психологом и иметь большой житейский опыт. Достаточно просто
иметь желание создать сайт для одного человека, под его вкусы. И не
думать о том, будет такой сайт приносить прибыль, или окажется
убыточным.
В результате руководитель фирмы "М"
получит дизайн сайта, ориентированный только на свой личный вкус.
Придраться не к чему. Что
хотел, то и получил. А вкус и чувство цвета у людей разные. В том числе
у посетителей сайта.
Комментарии
Нельзя создать дизайн сайта, который 100%
одинаково будет смотреться:
-
на мониторах разных типов, при их
разных настройках и разрешениях;
-
при просмотре в разных браузерах и их
настройках;
-
при разных настройках системы
безопасности.
Это лишь краткий перечень причин, по
которым нельзя создать дизайн сайта, удовлетворяющий вкусам
неограниченно большого числа посетителей. Но можно создать сайт, дизайн
которого будет в наименьшей степени раздражать или не нравиться
посетителям сайта. Чем меньше "наворотов" и спецэффектов в сайте, тем
легче этого добиться.
Важно
-
Если сайт разрабатывается для
получения прибыли, то перед веб-дизайнером, в первую очередь, должна
быть поставлена задача по привлечению на сайт целевых посетителей и
побуждения их обратиться с заказом товара или услуги. Выбор
веб-дизайна сайта экономически целесообразнее доверить веб-дизайнеру.
-
Если от сайта ожидают получения
прибыли, а основное внимание веб-дизайнера концентрируют на
веб-дизайне сайта, то высока вероятность, что веб-дизайнер слукавит.
В результате, созданный сайт будет удовлетворять эстетические вкусы
лишь тех, кто платит за разработку сайта деньги. Но это не значит,
что такой сайт понравится посетителям сайта и они будут обращаться с
заказами на предлагаемые товары и услуги.
|